РЕЖИМ РАБОТЫ:
вт-сб: | 09:00-20:00 |
вт-сб: | 11:00-20:00 |
Константин Паустовский принадлежал к беспокойному племени писателей-странников. За свою долгую жизнь он побывал в разных краях нашей великой страны и за рубежом, но самым дорогим местом на земле для него стала мещерская сторона.
Впервые в Мещеру К. Г. Паустовский приехал ранней осенью 1930 года. Он обосновался в поселке Солотча, который был связан узкоколейкой с Рязанью и мещерской глубинкой. Живописная природа Солотчи и ее окрестностей, знаменитый солотчинский воздух совершенно пленили писателя, и поселок стал на долгие годы местом его труда и отдыха. Паустовский по достоинству оценил своеобразную, неповторимую красоту этого края. Он навсегда, всей душой, глубоко и бескорыстно полюбил этот маленький и скромный уголок русской земли, который стал для него впоследствии «второй родиной».
В первые два приезда в Солотчу Паустовский жил в маленьком домике (ныне ул. Революции, 74) у сельской портнихи Марии Михайловны. С каждым следующим приездом он все более обстоятельно и подробно осваивает Мещерский край: совершает ближние и дальние походы в луга, на луговые озера и протоки Оки, знакомится с бытом и жизнью коренных мещеряков, внимательно вслушивается в звучание местных говоров... и много работает.
Уже в 1931 году в апрельском номере горьковского журнала «Наши достижения» был напечатан очерк К. Паустовского «Мещерский край», где он впервые пишет о Мещере, Солотче, о доме Пожалостина и о знаменитых солотчинских художниках-«богомазах».
В последующие годы Паустовский опубликовал несколько краеведческих очерков о рязанской Мещере, в том числе и в журнале «Наша страна» (1938), с картой Мещеры и рисунками П. Митурича.
После 1932 года К.Г. Паустовский и его друг Р.И. Фраерман нашли приют в усадьбе известного художника – гравера XIX века И.П. Пожалостина. В глубине сада стояла ажурная беседка и рубленная бревенчатая банька, окруженная частоколом. Как у Пушкина Михайловское было «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья», так и для Паустовского и его друзей солотчинская усадьба Пожалостина стала постоянным местом отдыха, напряженного творческого труда, размышлений…
С каждым годом расширялся круг обитателей усадьбы Пожалостина. Сюда приезжали писатели Паустовский и Фраерман с семьями. А потом потянулись и их друзья. В Солотче дважды бывал А.П. Гайдар (1937 и 1939 годы), написавший в баньке свою повесть «Судьба барабанщика». Здесь отдыхали и работали А. И. Роскин и А.П. Платонов. Гостями усадьбы были писатели В. С. Гроссман, Г.П. Шторм, С. А. Бондарин, К. М. Симонов, архитектор М. И. Синявский, кинорежиссер В. И. Пудовкин, профессор ботаники М. С. Навашин, легендарный летчик М. В. Водопьянов.
Усадьба Пожалостина переживала вторую молодость. Она стала «очагом культурной жизни».
В Солотче Паустовский написал повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Исаак Левитан», рассказ «Медные доски», главы «Колхиды» и «Северной повести», пьесу «Поручик Лермонтов», воспоминания о Гайдаре и Фраермане, первую книгу автобиографической «Повести о жизни».
В середине 30-х годов К. Паустовский написал также цикл мещерских рассказов, которые вошли в книгу «Летние дни» («Барсучий нос», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Последний черт» и «Резиновая лодка»), а также чудесные рассказы «Заячьи лапы», «Ленька с Малого озера», «Австралиец со станции Пилево» (1937), вторую книгу рассказов «Жильцы старого дома» (1940).
В основе этих произведений - подлинные события, участниками или свидетелями которых были сам Паустовский и его друг - писатель Р. И. Фраерман («Рувим») во время их скитаний по мещерской земле.
В 1939 году вышла в свет маленькая поэтическая повесть писателя «Мещерская сторона» - лучшее произведение Паустовского о любимом крае. В этой книге достоверность материала первых очерков о Мещере сочетается с лирической мягкостью повествования о красоте природы среднерусской полосы.
В послевоенные годы писатель создает новые произведения мещерского цикла - рассказы «Собрание чудес», «Телеграмма», «Ночь в октябре», «Во глубине России», «Кордон-273», «Повесть о лесах», очерки, статьи, письма... и сказки.
Около 50 произведений разных жанров посвятил Паустовский Мещере.
Еще в 1946 году Паустовский написал сказку «Стальное колечко», на основе которой он создал сказочную пьесу «Перстенек». Действие сказок Паустовского происходит не «в некотором царстве, за синими морями, за высокими горами при царе Горохе», а в наше, советское время. А герои его сказок - люди и звери, обитающие в мещерских лесах.
Здесь он встретился с людьми различных профессий, которые стали прототипами его литературных героев. Среди вереницы литературных персонажей Паустовского с вымышленными именами и фамилиями встречаются и жители Солотчи и ее округи: старушки Пожалостины, семья солотчинского сапожника В. Ф. Самарского, крестьянин-единоличник Семен Елесин и семья лесника А.Д. Желтова, мальчик-проводник Василий Зотов и знаменитый певец Александр Пирогов. Это и безвестные сторожа, лодочники, паромщики, пастухи, мелиораторы, с которыми свела судьба писателя в мещерской стороне. И всех их он описал в своих произведениях. Дочери и внучка художника – гравера И.П. Пожалостина стали прототипами героинь рассказа «Телеграмма». Дед Семен Елесин – достопримечательная личность среди солотчинцев стал героем рассказа «Воитель», упоминается в повесте «Золотая роза». Младший сын лесника Вася Зотов стал прототипом многих героев писателя: в рассказах «Ленька с Малого озера», «Акварельные краски», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы», «Подарок», «Записки Ивана Малявина», очерке «Семья Зуевых» он назван разными именами и фамилиями и только в повести «Мещерская сторона» Паустовский называет Василия Зотова и его родных подлинными именами. Алексей Самарский стал героем рассказов «Ленька, сын сапожника», «Кот – ворюга», упоминается в повести «Мещерская сторона». Любовь к родному краю, природе, лесу, ко всему живому на земле сблизили простого лесника Алексея Желтова и знаменитого писателя К. Паустовского, который сделал его героем знаменитого рассказа «Кордон «273».
Мещерский период творчества К. Паустовского не только связан с краем творчески. Здесь он «почувствовал себя русским по последней прожилки», более тесно соприкасался с жизнью народа и среднерусской природой, ему раскрылась «волшебность» и образность русского народного языка, более полно открылся сокровенный смысл понятий: родник; родина, народ, родной край.
Изменился и стиль писателя. После встречи с мещерским краем он стал писать проще, лиричнее и задушевнее. По собственному признанию, в Мещерском краю писатель почувствовал себя русским человеком до последней прожилки, здесь ощутил свою давнюю родину. Он понял, что нет ничего прекраснее на свете, чем наша русская земля, которую он не хотел променять ни на какие потрясающие красоты мира.
И куда бы потом ни заносила Паустовского «муза дальних странствий», писатель знал, что вернется в дорогое его сердцу место на родимой земле со звучным и сказочным именем МЕЩЕРА.
Последние тринадцать лет жизни писателя связаны с небольшим окским городком Тарусой в Калужской области.
Но он остался верен своей любви к незабываемой мещёрской земле, с которой был кровно связан на протяжении многих и лучших лет своей жизни и творчества.
Последний раз Константин Георгиевич приехал в Солотчу за два года до смерти. Это было в августе 1966 года. Несмотря на плохое самочувствие и приступы болезни (он страдал бронхиальной астмой), Паустовский дал согласие приехать в Солотчу для участия в съёмке документальной киноленты «Дорога к Чёрному озеру».
Настойчивые кинематографисты уговорили Паустовского снять фильм о его жизни в Мещёре.
Болезнь не позволила ему, как прежде, совершать дальние походы, но Константин Георгиевич с удовольствием рыбачил на Старице. Живительный и прозрачный воздух Солотчи благотворно действовал на Паустовского.
Он мечтал навсегда обосноваться в Солотче, построить здесь дачу, но этим мечтам не удалось осуществиться...
Спустя короткое время после смерти Паустовского, его жена Татьяна Алексеевна Паустовская приехала в Солотчу и выкопала в лугах куст шиповника с комком мещёрской земли. Этот куст с дерновиной она посадила на могиле Паустовского.
Комок той земли, которая научила его великой любви к Родине. Той земли, которой он посвятил столько светлых, задушевных и поэтических страниц. Той земли, певцом которой он был.